Семья – значение слова, синонимы

Семья это:

семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.

Википедия

Семья

ж.

1.Группа близких родственников ( муж, жена, родители, дети и т.п. ) , живущих вместе. отт. перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.

2. перен.Род, поколение.

3.Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей. отт. Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней. отт. Группа растений одного вида, растущих рядом ( часто имеющих общий корень, грибницу ) .

4. перен.совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.

5. перен.Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.

Большой современный толковый словарь русского языка

Семья

ж.
1) а) Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. б) перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
2) перен. Род, поколение.
3) а) Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей. б) Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней. в) Группа растений одного вида, растущих рядом (часто имеющих общий корень, грибницу).
4) перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.
5) перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Семья

семь`я, -`и, мн. с`емьи, сем`ей, с`емьям

Словарь русского языка Лопатина

Семья

! группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчел, матки и трутней). С. груздей. С. берез. семья группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных или растений одного вида С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчел, матки и трутней). С. груздей. С. берез. семья группа живущих вместе близких родственников Многодетная с. Глава семьи. Член семь-и. В семье трое детей. семья Poet объединение людей, сплоченных общими интересами В единой семье трудящихся. С. народов. Дружная школьная с.

Словарь русского языка Ожегова

Семья

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.

Современный толковый словарь, БСЭ

Семья

семья ж.
1) а) Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. б) перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
2) перен. Род, поколение.
3) а) Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей. б) Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней. в) Группа растений одного вида, растущих рядом (часто имеющих общий корень, грибницу).
4) перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.
5) перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.

Толковый словарь Ефремовой

Семья

семьи, вин. семью и (простореч.) семью, мн. семьи, семей, семьям, ж.

1. группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья. У нас была хорошая, непьющая семья. Некрасов. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в семью не включат. Грибоедов. И вот ввели в семью чужую. Пушкин. Влияние семьи на ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. В семье не без урода. Пословица. || перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная семья увеличилась.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Семья

ПРИЕМНАЯ- см ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ СЕНАТ (лат. senatus от senex — старый, старец) —
1) в Древнем Риме — один из высших государственных органов. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (ок. VI в. до н.э.), являлся государственным советом при царе. С установлением республики С. наряду с магистратами стал существенной составной частью общественной жизни. В V-III вв. до н.э. в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями власть С. был* несколько ограничена в пользу комииии (народного собрания). В его состав пожизненно входили бывшие магистраты, и тем самым в С. концентрировались политические силы и опыт Рима Члены С. делились по рангам в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово согласно этим рангам. Во главе С. стоял наиболее заслуженный из сенаторов (princeps senatus). С. утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами и соблюдением священных ритуалов. Таким образом, С. фактически осуществлял руководство государством. Постановления С. — сенатус-консульты имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев — плебисциты. Во времена Империи знамение С. уменьшилось (он стал собранием представителей знатных семейств, не имеющим большого политического влияния);
2) В Российской Империи в 1711-1917 гг. — правительствующий С., высший государственный орган, подчиненный Императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С 1-й поп. ХГХ в. как высший судебный орган осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 г. С. являлся высшей кассационной инстанцией;
3) название верхней палаты парламента в США, Франции, Италии, Казахстане, Бразилии, Польше, Румынии, Чехии, Австралии, Бельгии, Канаде, Испании, Венесуэле, Колумбии, Доминиканской Республике и некоторых других государствах;
4) в ряде государств — название высшего органа городского управления (например, С. Берлина); 5 в ряде государств — название отделений в составе высших (как правило) судов, например, С. федерального конституционного суда ФРГ.

Словарь экономических терминов

Семья

термин, широко использующийся в законодательстве, но имеющий социологический, а не правовой характер. в разных отраслях права (семейном, гражданском, трудовом) в него вкладывается разный смысл. в теории семейного права с. (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в с.

Однотомный большой юридический словарь

Семья

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление С. изменяется вслед за развитием экономического базиса общества; в то же время прогресс форм С. обладает относительной самостоятельностью. Применяя понятие С. к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье , в которой брачные отношения имеют лишь одно ограничение — принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, которая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную (см. Эндогамия ) и экзогамную (см. Экзогамия ) разновидности, наконец, о парной семье, которая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить даже существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе. На всех этих ступенях развития С. основной формой трудовой и бытовой общности людей был род , имевший в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств и прежде всего характера разделения труда между мужчинами и женщинами матриархальную или патриархальную организацию. В качестве устойчивого социального объединения С. возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов. 'Чем больше, — писал Ф. Энгельс, -… унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер, тем больше они должны были казаться женщинам унизительными и тягостными; тем настойчивее должны были женщины добиваться, как избавления, права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.
56). Однако главной причиной возникновения моногамии была потребность в сохранении, приумножении и передаче по наследству частной собственности. Первая историческая форма моногамной С. — патриархальная С., управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщин, происшедшему в результате уменьшения их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников — мужчин. Патриархальная С. была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и других форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная С. включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц (лат. слово familia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов); поэтому Ф. Энгельс определяет её как 'промежуточную форму' между многоженством и моногамией. Патриархальная С. являлась одновременно производственным объединением и обычно была многочисленной. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у многих народов и при феодализме. С ростом рабовладельческого производства оно постепенно обособлялось от домашнего хозяйства. В то же время развитие свободного ремесла и колоната способствовало становлению у соответствующих групп населения чисто моногамной формы С. Вместе с тем устранение многоженства сопровождалось ростом проституции и адюльтера. С переходом к феодализму '… моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность' (Энгельс Ф., там же, с.
72). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреплявшие С. Владычество мужчин было освящено, покорность и жертвенность женщин возведены в сан высших добродетелей. На 'экономическом каркасе' брака появился 'трогательно-сентиментальный покров'. Господствующий класс, освобожденный от экономических забот, достиг такой стадии духовного и нравственного развития, при которой могли появиться 'рыцарское отношение к женщине' и 'рыцарская любовь'. Но поскольку частная собственность оставалась основой брачно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы. Противоречие в С. между 'поработителем — мужчиной и порабощенной женщиной' было дополнено не менее острым конфликтом между экономическими целями собственнической моногамии и избирательностью полового влечения, которая наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви . Капиталистическая индустриализация разрушила — по крайней мере в городах — характерную для феодализма связь между жизнью С. и производством, а из всех экономических функций оставила у многих С. лишь функцию организации быта; в С., связанных с капиталистической частной собственностью, экономическая функция сводится к деятельности по накоплению капитала. В связи с этим при капитализме отпала необходимость в больших 'неразделённых' С. и их патриархальной структуре. Большинство С. стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический и авторитарный характер. Женщины получили широкий доступ к работе на промышленных предприятиях и в сфере услуг. Это в несравненно большей, чем при феодализме, степени обеспечило экономическую самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на сохраняющуюся в буржуазных государствах дискриминацию в оплате женского труда. Под влиянием революционной борьбы пролетариата женщинам во многих странах были предоставлены гражданские права, в том числе право на развод. Среди классов и социальных групп, непосредственно не связанных с частной собственностью, брак из экономического института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. Однако самая важная часть вклада мужчин падает на более периферийные виды хозяйственной деятельности С., тогда как женщины, независимо от того, работают они на производстве или нет, несут на своих плечах основное бремя домашнего труда. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило С. полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т. н. редукция функций С.). С. всё больше сосредоточивалась на своей внутренней жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения (в результате урбанизации), а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю С., резко увеличило 'нагрузку' на моральные узы. В капиталистическом обществе действуют две противоречивые тенденции изменения С.: её обновление, 'реконструкция' на основе промышленного и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций наиболее характерна для трудовых семей, вторая — для паразитических слоев. Частнособственнические отношения при капитализме способствуют распространённости браков по экономической выгоде, по расчёту. Экономические, политические и моральные противоречия капитализма стимулируют также отчуждение С. от общества. Закономерное сосредоточение С. на внутренних, семейных, проблемах принимает форму её 'самоизоляции'. В то же время возрастают возможности внутрисемейных коллизий и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства С. Всё это ведёт к неустойчивости С., росту числа разводов. Так, в США в 1890 один развод приходился на 16 браков, в 1900 — на 13, в 1911 — на 11, в 1920 — на 6, в 1940 — на 5, в 70-х гг. на 3,5-4 брака. Увеличивается и количество неофициальных разводов — 'дезертирств' (главным образом мужчин). В результате социалистических преобразований семейные отношения освобождаются от социальных установлений старого общества (собственнического права, влияния церкви, классовых, сословных и национальных предрассудков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин и одновременно систематически расширяется сеть общественных учреждений, призванных помогать С. в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к формированию социалистического типа С. Марксизм-ленинизм отвергает буржуазные и анархистские утверждения, будто обобществление средств производства в социалистическом и коммунистическом обществе должно обязательно сопровождаться 'обобществлением' женщин и детей, разрушением С. В действительности коммунистическим идеалом отношений между полами является… гражданский брак с любовью… ' (Ленин В. И., Соч., 5 изд., т. 49, с.
56). Социалистическая С. отличается от собственнической С. по мотивам брака и характеру внутрисемейных отношений. Подавляющее большинство браков в СССР заключается не по экономическому расчёту или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется при социализме гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием супругов и сплочённостью семейной группы. Всё большее выражение получает тенденция к дроблению больших С. и раздельному жительству старшего и младшего поколений. Главной общественной функцией С. при социализме становится обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве и воспитание детей (см. Семейное воспитание ). Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистических преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, государством, повышается социальная активность С. Вместе с тем определённое число С. в условиях социализма не свободно от феодально-религиозных, мещанских и других пережитков. Это обусловливает ещё сравнительно высокий процент разводов в социалистическом обществе. В СССР в 1960 было 1,3 развода на 1000 чел., в 1965-1,6, в 1970-2,6, в 1973 — 2,

8. В развитом социалистическом обществе в связи с возрастанием роли морального фактора в общественной жизни увеличивается и социальная роль С. Происходит дальнейшее обогащение семейных отношений. Нормы нравственности и законодательство в условиях социализма направлены на укрепление С., утверждение принципов социалистического общежития. В будущем обществе значительно сократится хозяйственно-бытовая функция С. Регистрация брака утратит юридический характер и превратится в чисто моральный и эстетический акт. Но можно предвидеть, что деятельность С., направленная на обеспечение личного счастья людей и воспитание молодого поколения, ещё более расширится.Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] Инессе Арманд 23 мая (5 июня) 1914, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 48; его же, [Письмо] от 4(
17) янв. 1915 г., там же, т. 49; Ковалевский М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности, СПБ, 1895; Гроссе Э., Формы семьи и формы хозяйства, пер. с нем., М., 1898; Морган Л., Первобытное общество, пер. с англ., М., 1900; Вольфсон С. Я., Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; Штернберг Л., Семья и род у народов Северо-Восточной Азии, М., 1939; Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., т. 1-2, М., 1939; Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963; Харчев А. Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964; Юркевич Н. Г., Советская семья, Минск, 1970; Ворожейкин Е. М., Семейные правоотношения в СССР, М., 1972; Дарский Л. Е., Формирование семьи, М., 1972; Аннотированная библиография работ по проблемам семьи в СССР (1957-
1971), в. 1-2, М., 1972; Семья как объект философского и социологического исследования, Л., 1974; Семёнов Ю. Ц., Происхождение брака и семьи, М., 1974; Bachofen J. J., Das Mutterrecht, 2 Aufl., Basel, 1897; Mac Lennan J., Primitive marriage, Edin., 1865; Maine Н. S., Dissertations on Early law and custom, L., 1883; Westermarck Е., The history of human marriage, L., 1894; Weber М., Ehefrau und Mutter in der Rechtsentwicklung, Tubingen, 1907; Nimkoff М. F., Marriage and the family, Boston, 1947; Parsons Т., Bales R. F., Family. Socialization and interaction process, L., 1956; Famille et habitation, v. 1-2, P., 1959-60; Piotrowski I., Praca zawodowa kobiety a rodzina, Warsz., 1963; BeII N. W., Vogel Е. F., A modern introduction to the family, Toronto, 1961; Coode W. J., World revolution and family patterns, Chi., 1963; Handbook of marriage and the family, ed. Н. Т. Christensen, Chi., 1964; Sussman М. B., Sourcebook in marriage and the family, 3 ed., N. Y., 1968; Family development in three generation, Camb. (Mass.), 1970; Families incrisis, ed. P. Glasser, L. Glasser, N. Y., 1970; Sex, career and family, L., [1971]; Bell R., Marriage and family interaction, 3 ed., Homewood (III.), 1971; Aldous J., Hill R., International bibliography of research in marriage and the family, 1900-64, Minneapolis, 1967; Mogey J., Sociology of marriage and family behavior, 1957-1968, 'Current sociology', 1969, v. 17, | 1-

3. А. Г. Харчев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Семья

семья, —и, мн. семьи, семей, семьям

Полный орфографический словарь русского языка

Семья

группа людей или животных, связанных близко-родственными отношениями и, обычно, живущих вместе группа людей, объединённых общими интересами, идеями группа объектов, объединённых общими свойствами , группа людей, вступивших в мафию

Викисловарь

Несколько примеров употребления слова «семья»

Эти предложения помогут вам понять, как и когда можно правильно употребить слово «семья»

При этом членами крестьянского хозяйства считаются члены семьи главы крестьянского хозяйства и другие граждане, совместно ведущие хозяйство, достигшие возраста 16 лет.

Сможет ли она почувствовать себя членом большой семьи уже совсем скоро?

Здесь большими семьями живёт в основном арабоязычное сельское население, занимающееся земледелием.

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «семья»

Синонимы к слову «семья»:

Гиперонимы к слову «семья»:

Гипонимы к слову «семья»:

Разбор слова «семья»

«Семья» в словаре кроссвордиста

Слово «семья» является ответом на следующие вопросы: